«Самым близким к естественному состоянию из всех тех занятий, которые способны обеспечить существование человека, является труд его рук. Из всех общественных положений самое независимое от судьбы и от людей — положение ремесленника».

Жак Руссо

02 октября 2020 года наша страна будет отмечать 80-летний юбилей системы профессионально-технического образования. 02 октября 1940 года был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».

Профтех2

Это знаменательная дата не только для педагогического сообщества профессионального образования, но и для многих миллионов рабочих и служащих — выпускников ПТУ, техникумов и колледжей.
За 80 лет система профтехобразования прошла непростой путь, претерпела множество реформ, перестроек и дополнений. За этот период учреждения профобразования подготовили для различных отраслей экономики миллионы квалифицированных кадров. Именно благодаря системе профтехобразования у молодежи просыпается интерес к реальным практическим знаниям и навыкам, которые необходимы в жизни и профессиональной деятельности.
Профтехобразование – это система, цель которой дать человеку профессию. Профессия дает возможность трудоустройства. Обучение построено таким образом, что в ходе процесса, воспитывается профессионал и всесторонне развитая личность, которая способна приносить обществу существенную пользу.

Историческая справка Профессионально-технического образования
Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят Указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». В Указе были определены два типа учебных заведений, прием в которые проводился путём призыва (мобилизации) и в порядке добровольного набора молодёжи:

  • школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с шестимесячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий;
  • ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих с двухгодичным сроком обучения.

У Советского государства появилась возможность планомерно обеспечить народное хозяйство кадрами молодых рабочих. Идея государственных трудовых резервов с честью выдержала испытание в годы Великой Отечественной войны. А в послевоенные годы на их плечи легла тяжесть восстановления разрушенного войной хозяйства. При этом увеличился количественный и качественный рост трудовых резервов. Промышленность оснащалась новой техникой, механизировались самые трудоемкие работы, в стране сложилась четкая система профессионального образования, которая была ориентирована на нужды экономики страны и чутко реагировала на актуальные запросы различных сфер промышленности.

Профтех3

В период с 1960–1980-е годы в стране, в обстановке реформ, протекает эволюция профобразования, перестройка системы трудовых резервов в формат профессионального образования и переход к всеобщему профобразованию, создание научных центров профессионального образования.

90-ые годы стали серьезным вызовом к системе профессионального образования. Именно с этого момента происходят качественные изменения в системе профессионального образования, которые послужили основой для развития профессионального образования в настоящее время.

Профтех4